Ребенок задира
Робкий и послушный малыш неожиданно превратился в задиру? Отбирает игрушки у других ребят и дерется? В чем причины такого поведения? И что делать?
На самом деле агрессивность и капризность считаются естественными проявлениями развития малышей в 2-3 года. В этот период ребенок начинает познавать мир, пытается ощутить свое место в круговороте повседневных событий. Он отделяется от мамы, прокладывая себе самостоятельный путь, и, изучая интересные явления и процессы. Крайне важно, чтобы отделение от матери прошло максимально безболезненно и грамотно. В случае если ребенку не удастся осознать многогранность мира за пределами своей семьи, это может обернуться задержкой личностного развития. Вместе с тем не стоит поощрять его шалости, помогая ему пройти этот этап. Как же быть?
Как вести себя с задирой?
Спокойствие!
Вы пришли в детский сад за ребенком и слышите от воспитательницы очередной рассказ о его «подвигах». Вас одолевает раздражение и желание накричать на ребенка и лишить его всяческих удовольствий. Теперь глубоко вздохните и возьмите себя в руки. Вспомните, как вы учили его чистить зубы и пользоваться столовыми приборами. Таким же спокойным, доброжелательным тоном объясните ему, что он неправильно себя повёл в сложившейся ситуации. Говорите убедительно и аргументируйте свои слова различными примерами альтернативного поведения. Ваша задача – разъяснить ребенку, что нельзя обижать других детей и раскидывать чужие игрушки. В конечном итоге, он останется один, потому что никто не захочет общаться с задирой.
Ошибки – часть прогресса.
Детям свойственно допускать неоднократные ошибки в освоении чего-либо нового. Проблема в том, что родители могут отнестись к этому чересчур негативно. Но мнение самых близких людей для ребенка является определяющим. Если родные им недовольны, это означает, что он плохой и постоянно все делает не так. В дальнейшем такие мысли приводят к страху совершить ошибку, дабы не выглядеть неудачником в глазах родителей.
Не ругайте малыша, поддерживайте и направляйте его. Показывайте и объясняйте столько раз, сколько ему потребуется для понимания и исправления своего поведения.
Домашние обязанности.
Придумайте малышу работу по дому, с которой бы он отлично справлялся. К примеру, сервировка стола, уборка игрушек, вытирание посуды. Это нужно для того, чтобы малыш почувствовал свою значимость в этом мире. Благодаря его действиям, родные ощутят комфорт и заботу. Понимание своей важности и исключительности просто необходимо в процессе отделения от матери и изменения представлений об окружающей среде.
Хобби.
Любимое дело – залог самоуважения и личностного развития. Занимаясь чем-то увлекательным с его точки зрения, ребенок будет открывать новые грани внутри в себя и во внешнем мире. Это способствует формированию целостности и самостоятельности.
Понаблюдайте за его способностями и навыками, что у него получается лучше всего. Важно, чтобы ребенок смог осилить то или иное дело, иначе он не получит от него удовольствия. В соответствии с его возможностями предложите ему несколько занятий и позвольте самому сделать выбор.
Прислушивайтесь к своему ребенку.
Никогда не выносите приговор малышу только потому, что он снова нарушил правила поведения в обществе. Анализируйте мотивы, которые могли подтолкнуть его к тем или иным поступкам. Обучайте его переговорам и мирному решению вопросов со сверстниками.
Ваша цель – помочь ребенку осознать, что в мире есть правила, не зависящие от его желаний и, то, что он совершает по отношению к другим людям, он незамедлительно получит в ответ.